КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система"

     

     

    Последнее обновление: 24 Апреля 2018 13:02, Просмотров (2740), Печать

    Оценка значимости человеческого капитала в современном обществе

     

    Казахстанское общество переживает не только экономические, политические изменения, но и трансформацию ценностных ориентиров, и конечно же самого человека. Современного  человека волнуют не только проблемы ценообразования, качества жизни, безработицы, прежде всего он пытается определить свою роль в жизни общества, оценка своей деятельности. Социальные ресурсы, основывающиеся на родственных отношениях, в  традиционных обществах все еще  являются значимыми, но наряду с ними мы наблюдаем спрос на образованность, интеллектуальность, ответственность. Трансформация ценностных образцов и потребность социума во внимании со стороны государства, желание позитивных перемен привело к тому, что происходит переоценка роли человеческого капитала в модернизации казахстанского общества.  Для науки  понятия социального,  человеческого капитала неново. Так, Джеймс Коулмен определяет социальный капитал как потенциал взаимного доверия и взаимопомощи, целерационально формируемый в межличностных отношениях: обязательства и ожидания, информационные каналы и социальные нормы. По аналогии с физическим и человеческим капиталом, воплощенным в орудиях труда и обучении, которые повышают индивидуальную производительность, социальный капитал содержится в таких элементах общественной организации, как социальные сети, социальные нормы и доверие, создающие условия для координации и кооперации ради взаимной выгоды. «Социальный капитал – это способность индивидов распоряжаться ограниченными ресурсами на основании своего членства в определенной социальной сети или более широкой социальной структуре… Способность с накоплению социального капитала не является индивидуальной характеристикой личности, она является особенностью той сети отношений, которую выстраивает индивид. Т. о., социальный капитал – продукт включенности человека в социальную структуру». Человеческий капитал определяется как имеющийся у каждого запас знаний, навыков, мотиваций. Его главная особенность заключается в неотделимости от личности своего носителя. Этим он отличается от физического капитала. Поскольку в совре­менных обществах трафик людей является противозаконным действием, для челове­ческого капитала не существует явных рынков и на него не устанавливается явных денежных цен. В современных обществах функционирует лишь рынок «арендных» сделок с человеческим капита­лом, на котором осуществляется его наем на тот или иной ограниченный период времени (т.е. заработная плата выступает как «арендная» плата за пользование чужим человеческим капиталом).

    «Человеческий капитал становится все более определяющим в свете новых масштабных экономических задач», - заявил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, выступая на Международной научно-практической конференции «Стратегия Казахстан-2030» в действии». Возникает необходимость улучшения качества человеческого капитала, его конкурентоспособности и значимости. Инвестициями в человеческий капитал могут быть образование, накопление производственного опыта, охрана здоровья, географическая мобильность, поиск информации. Затраты на его формирование представляют собой инвестиции, по­скольку они предполагают перемещение ресурсов из настоящего в будущее: ин­вестор (например, учащийся) жертвует частью дохода сегодня ради получения более высокого дохода завтра.

    Глава государства акцентирует свое внимание на том, что  здоровье, образование и благополучие граждан является одним из главнейших приоритетов долгосрочной стратегии, и одним из критериев оценки всей деятельности государства. И экономический рост не самоцель, а средство обеспечения стабильного социального развития.

    В программной статье  Главы государства "Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания" в качестве четвертого приоритета определено улучшение качества человеческого капитала. И особая роль в этом процессе отводится системе образования.  «Образование должно стать центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации». Помимо этого «…нужно уделить большое внимание формированию IT-знаний, финансовой грамотности и воспитанию патриотизма молодежи. Необходимо сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами». Школа является отправным пунктом улучшения жизни казахстанцев, именно в ее стенах приобретаются человеком жизненно важные качества, такие как уважение  к старшим, почитание традиций и обычаев своего народа.  С целью  недопущения роста прекаризации общества в этом году запускается реализация программы «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех». Эта программа охватить безработную и самозанятую молодежь, а также людей трудоспособного возраста, не имеющих профессионального образования. Системы профессионального образования покроет спрос на квалифицированную рабочую силу. Наряду с этим особое внимание отводится качеству системы высшего образования. Повышение качества кадрового состава высших учебных заведений, уровня их материально-технического обеспечения и образовательных программ влияет на формирование профессиональных компетенций будущего специалиста.

     

     

    Бейсенова Айгуль,

    заведующая кафедрой политологии и социологии КарГУ им. Е.А. Букетова

     

     

     

    вернуться назад

    Новости

    2005-2013 КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система" Все права защищены
    +7 (71063) 34-44-5 madeniet.astana@mail.ru
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика GIH
    © 2014 Разработка и поддержка:
    Интернет компания Creatida