КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система"

     

     

    Последнее обновление: 18 Апреля 2015 11:24, Просмотров (5766), Печать

    Каждому родителю хочется, чтобы его ребёнок вырос успешным, самодостаточным и счастливым человеком. Как этого достичь? Как научить своего ребёнка тому, что ему действительно будет важно уметь делать во взрослой жизни - как добывать материальные ресурсы и как строить взаимовыгодные хорошие отношения. Как решить эту проблему? Как раскрыть потенциал вашего ребенка, чтобы он реализовался как Личность? Ответы на эти и другие вопросы мы постараемся искать и находить вместе с вами на нашей страничке «Хочу учиться!".

     

    Хочу учиться

     

    Если спросить взрослого человека: «Хотите ли Вы работать?», то с уверенностью можно сказать, что большинство ответов будут такими: «Если была бы такая возможность – я бы НЕ работал (а)!». Оставим в стороне истинных фанатов труда, а сосредоточим свой взгляд на первой категории респондентов. Причем не просто так, а в рамках сравнения подобного мнения с учебной деятельностью школьника. 
    Почему-то принято считать, что на протяжении школьного обучения ребенок должен постоянно демонстрировать: высокий уровень знаний, умений, навыков; готовность к усвоению нового материала; стремление к постижению загадок мироздания. И когда мы, взрослые, сталкиваемся с детским нежеланием обучаться, то неизменно испытываем внутреннее раздражение и недоумение. Ведь мы хорошо помним, как малыш с радостью предвкушал поступление в первый класс. Сколько волнений и ожиданий было связано с выполнением первого домашнего задания, с приготовлением к первому классному мероприятию, с рассказами о соседе по парте. 

    Что же меняется в восприятии ребенка таким образом, что он начинает избегать стремления учиться? 
    Во-первых, ребенок взрослеет. Психологические задачи возраста 9-12 лет ставят вопросы, отличные от проблем обучения. Темы межличностного общения и взаимодействия с миром являются для ученика 3-6-х классов наиболее актуальными и интересными. В возрасте 12-15 лет подросток сосредоточен на своем внутреннем мире и состоянии первой влюбленности. И только к 16-18 годам молодой человек обращает свой взор на обучение, но и то – уже в контексте будущей профессии. 
    Во-вторых, происходит своеобразное отождествление мира ребенка и мира взрослых. Школьник уже способен оценить действия и мнение родителей по отношению к их профессиональной жизни, а потому легко переносит схожее отношение на собственную школьную жизнь. Например, ежедневные обсуждения взрослых необходимости раннего подъема, долгой дороги на работу, строгих требований начальства и плохих отношений в трудовом коллективе, воспринимаются ребенком как знакомый негатив: ранний подъем, указания учителя, ссоры одноклассников – ему хорошо знакомы. 
      
    Так как же заинтересовать ребенка учебой? 
    Например, в начале школьного обучения можно использовать следующие упражнения, построенные по игровому принципу (ведь большинство людей любят играть): 

    1. Упражнение «Ученик»: 
    Идея этого упражнения лежит в основе известной детской игры в школу. Только учеником становится кто-то из взрослых, а ребенок берет на себя роль учителя. Особенно хорошо использовать этот прием при обучении ребенка в начальной школе. Старайтесь быть активным «учеником» - задавайте вопросы, уточняйте, переспрашивайте. Пусть ребенок ощутит удовольствие оттого, что он владеет необходимыми знаниями и способен поделиться ими с другими людьми. 
    2. Упражнение «Что новенького?» 
    Идея этого упражнения основана на поддержании познавательной активности ребенка на протяжении всего обучения в школе. Создайте такое правило, согласно которому ребенок ежедневно демонстрирует Вам, что именно он узнал, подготовил, выучил и т.п. Замените вопрос: «Какие оценки ты получил?» на фразу «Что новенького?». 
    3. Упражнение «Коллекционер профессий». 
    С начала школьного обучения предложите ребенку следующую игру: создайте альбом, в который будете вносить всю информацию о любой профессии, которая его заинтересует. Собирайте фотографии и рисунки на выбранную тему, вырезайте подходящие статьи из журналов, рисуйте и делайте различные пометки. Если вести подобный альбом на протяжении всего обучения, к выпуску из школы может получиться очень интересная коллекция – справочник. 

    Кроме того, в современной психологической литературе представлено многообразие авторских сказкотерапевтических техник, ориентированных на поддержку познавательного и личностного развития человека и пригодных для использования дома. 

    Несколько советов, которые помогут вам настроить ребенка на позитивное отношение к учебе: 
    1. Никогда не обезличивайте школьные результаты ребенка: «Я горжусь тем, что ты блестяще справилась с задачей!»; «Мне тоже обидно, что за самостоятельную работу ты получил лишь четверку. Давай попробуем проанализировать, что было сделано не верно». 
    2. Интересуйтесь не только школьными оценками ребенка, но и его отношениями с одноклассниками: «Ты ничего не говорил о своем новом приятеле. Мне очень интересно узнать!»; «Знаешь, мне до сих пор приятно общаться со своими одноклассниками!». 
    3. Демонстрируйте ребенку связь его школьных знаний с жизненными и профессиональными задачами: «Если бы я не учила литературу, я не смогла бы поддержать разговор и чувствовала бы себя крайне глупо!»; «Интерес к геометрии очень помогает мне в профессии архитектора». 
    4. Помогите ребенку распределить время для отдыха и для выполнения школьных заданий. Порой ребенок «переносит» негатив на домашние задания и школу только потому, что он устает. Грамотный распорядок дня способен решить эту проблему. 
    5. В рассказах о своей работе усиливайте положительный аспект: «Не смотря на проблемы и ссору с коллегой, я рада, что имею возможность демонстрировать свои способности в этом деле!»; «Даже в выполнении рутинной работы я стараюсь найти то, что вызовет мой интерес!». 

    Как показывают исследования, «принудительная методика» - это не ключ к успеху. Большинство родителей хотят, чтобы ребенок хорошо учился и требует от него этого, заставляют его. Ребенок находится в постоянном стрессе. Плохая оценка или неудача ассоциируется у него с психологической травмой, плохим отношением в школе или руганью дома. Необходимо, чтобы ребенок сам хотел хорошо учиться. Только если он хочет учиться, ему нравится процесс, он и будет тянуться к новым знаниям. Если же желания и мотивации нет, все усилия родителей напрасны. 
    Обращаем также ваше внимание на тот факт, что нежелание учиться у школьника может быть связано с низким познавательным развитием ребенка. В таком случае любые внешние рекомендации будут малоэффективны. Для устранения возможной причины школьных трудностей необходима очная консультация специалиста, способного провести соответствующую диагностику, определяющую спектр имеющихся трудностей и эффективную стратегию поддержки. 

     

     

    Татьяна Ананьева, педагог-психолог 

     

     

    Читать еще:

     

    http://obuchenie-detei.ru/

    http://krasotavnytri.ru/children/sekrety-vospitaniya/

    http://blogosmi.com/baby/

     

     

    вернуться назад

    Новости

    2005-2013 КГУ "Шахтинская централизованная библиотечная система" Все права защищены
    +7 (71063) 34-44-5 madeniet.astana@mail.ru
    Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика GIH
    © 2014 Разработка и поддержка:
    Интернет компания Creatida